Из общего числа дел об административных правонарушениях, возбужденных за четыре месяца года, треть возбуждена по фактам так называемых «контрабандообразующих» составов правонарушений – незаконного перемещения через границу товаров и транспортных средств, недекларирование товаров и несоблюдение запретов и ограничений при их ввозе (вывозе).
Почти половина нарушений из этой категории связана с недекларированием и недостоверным декларированием товаров – по статье 16.2 КоАП РФ таможенники региона возбудили 1069 дел об административных правонарушениях. Более половины данных правонарушений (около 600) выявлены при перемещении леса и лесоматериалов. Когда участники ВЭД не заявляют часть перемещаемого леса, либо под видом пиломатериалов обработанных (нулевая вывозная пошлина) фактически вывозят грубообработанные лесоматериалы (так называемый «грубобрус»), который относится к другому коду и имеет ставку экспортной пошлины до 85%.
Также таможенники пресекают попытки несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию. По фактам таких «контрабандообразующих» правонарушений за четыре месяца года в регионе возбуждено 373 дела об административных правонарушениях (статья 16.3 КоАП РФ). В основном это сопряжено с непредоставлением таможенному органу разрешительных документов на перемещаемый товар.
В этом году, как и на протяжении нескольких последних лет, основными предметами правонарушений продолжают оставаться древесина и изделия из нее (566 дел), а также табак и промышленные заменители табака, такие как курительные смеси, сигареты, табак для кальяна (205 дел).
Ещё восемь дел об административных правонарушениях в категории «контрабандообразующих» таможни Сибири возбудили по фактам незаконного перемещения через границу товаров и транспортных средств (ст. 16.1 КоАП РФ).
Справка: основными причинами и условиями совершения правонарушений в сфере таможенного дела является отсутствие должной заботливости и осмотрительности в вопросах соблюдения положений таможенного законодательства, формальный подход к контролю поставки товаров, как на этапе погрузки, так и при их прибытии (убытии) на (с) таможенную территорию ЕАЭС, а также игнорирование прав, предусмотренных таможенным законодательством, обеспечивающих достоверное декларирование товаров, в том числе в виде осмотра товаров до подачи таможенных деклараций, и заполнение таможенных деклараций исключительно на основе документов и сведений, предоставленных контрагентами, невключение декларантом в таможенную стоимость дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы), подлежащим включению в таможенную стоимость), указание неполных характеристик товара (предназначение товара, неполное техническое описание и т.д.), которые повлияли на недостоверное заявление кода товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС; непредставление разрешительных документов на товары по причине ненадлежащей проверки наличия установленных законодательством ЕАЭС в отношении перемещаемых товаров запретов и ограничений.