13 апреля, во второй день Красноярского экономического форума состоялся круглый стол «Ресурсосбережение и вовлечение отходов в хозяйственный оборот – приоритетный вектор развития «зеленой» экономики в Российской Федерации» с участием представителей правительства и бизнеса. В рамках дискуссии Ольга Егорова, управляющий по работе с органами государственной власти в регионе Сибирь компании «Балтика», часть Carlsberg Group, рассказала об опыте компании в реализации расширенной ответственности производителя и планах инвестировать в 2018 году 50 млн рублей в развитие инфраструктуры для раздельного сбора отходов.
Организатором круглого стола выступил Минпромторг РФ, соорганизатор − Ассоциация операторов отрасли обращения с отходами «Чистая страна».
Одной из тем повестки круглого стола была Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Проект документа подготовлен Минпромторгом.
Согласно стратегии, к 2030 году Россия должна выйти на уровень стран Европейского Союза, где вместе с сжиганием доля утилизации отходов составляет около 60%.
В своем докладе Павел Серватинский, директор Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, отметил, что этот стратегический документ включает две основные задачи: разработка отечественных технологий, в первую очередь экспортно ориентированных, и вовлечение отходов во вторичный оборот.
По словам представителя ведомства, в стране ежегодно образуется 5,4 млрд тонн отходов, из них 60 миллионов твердые коммунальные отходы (ТКО). Если промышленные отходы более чем в 50% повторно используются, то этот показатель по ТКО не превышает 5-9%, остальное отправляется на свалки.
Минпромторг взял на себя задачу по созданию мощностей по сортировке отходов, чтобы источником возврата средств для инвесторов была продажа вторичных материальных ресурсов.
Участники также обсудили внедрение механизма расширенной ответственности производителя, в соответствии с которым производители или импортеры обязаны выполнять нормативы по утилизации бытовых отходов от своей продукции или уплачивать экологический сбор.
Ольга Егорова, управляющий по работе с органами государственной власти в регионе Сибирь компании «Балтика» поделилась опытом компании в реализации РОП.
С момента принятия поправок в 89-ФЗ компания выбрала путь самостоятельного выполнения нормативов через инвестиции в создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов и работу через отраслевых и региональных операторов. В целом работать по такому принципу компания начала еще до изменений в законодательстве – более пяти лет «Балтика» реализует собственный проект «Принеси пользу своему городу» по раздельному сбору отходов.
На конец 2017 года компания уже инвестировала более 40 миллионов рублей в развитие системы раздельного сбора и переработки отходов и планирует инвестировать еще 50 млн рублей в этом году. Средства будут направлены на расширение парка контейнеров для раздельного сбора отходов, покупку линий по сортировке отходов и переработке ПЭТ.
«Для «Балтики» реализация расширенной ответственности производителя – это выполнение не только требований законодательства, но и добровольных обязательств в рамках реализации программы устойчивого развития бизнеса Carlsberg Group, одна из целей которой – к 2030 году свести к нулю выбросы углерода на пивоварнях и на 30% сократить углеродный след готовой продукции, − отметила Ольга Егорова, управляющий по работе с органами государственной власти в регионе Сибирь компании «Балтика». − Для формирования эффективной системы обращения с отходами в нашей стране важно сохранить приоритетность самостоятельной утилизации отходов предприятиями, как прописано в законе об отходах. Условия для этого – поэтапная трансформация системы, предсказуемость и прозрачность механизмов регулирования. Экосбор должен быть опцией для тех, кто по каким-то причинам не может исполнить РОП, но не рассматриваться как источник наполнения бюджета. Также необходимо внедрение экономических механизмов стимулирования и населения, и бизнеса, - например, таких, как учет инвестиций, вложенных производителем в раздельный сбор и переработку, в счет экологического сбора».
Продолжая список мер, направленных на развитие системы, представитель «Балтики» также перечислила необходимость закрепления на законодательном уровне обязательной организации раздельного сбора отходов на придомовых территориях, а также закрепления ответственности региональных органов власти и региональных операторов за осуществление раздельного сбора отходов.
Сегодня проект «Балтики» по раздельному сбору отходов охватывает более 20 городов, где установлено более 2 500 контейнеров. За 2017 год компанией и ее партнерами передано на переработку более 55 000 тонн отходов, в том числе более 1500 тонн отходов ПЭТ-упаковки.
В ряде европейских стран уровень переработки ПЭТ достигает 90%, что не сопоставимо с текущим уровнем переработки ПЭТ в России. При этом ПЭТ-упаковка является одним из лидеров по потенциалу рециклинга. Она легкая по весу, перерабатывается на 100%, может входить в замкнутый цикл и многократно применяться в производстве новых товаров. Благодаря своим свойствам ПЭТ имеет высокий потенциал для стимулирования развития отрасли переработки в России и перехода к «зеленой» экономике.
* бутылка, произведенная из полиэтилентерефталата
ООО «Пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group, — один из крупнейших производителей товаров народного потребления России, с 1996 года — №1 на российском рынке пива. «Балтике» принадлежат 8 заводов в России, широкий портфель брендов. Компания является значительной частью Carlsberg Group и ее региона Восточная Европа. Пивоваренная компания «Балтика» – ведущий экспортер российского пива: продукция представлена более чем в 75 странах мира, в 43 из которых компания – единственный российский поставщик в категории. Бренды компании являются обладателями более 670 российских и международных наград профессиональных и потребительских конкурсов.
Carlsberg Group – одна из крупнейших пивоваренных групп в мире, владеющая широким портфелем брендов пива и других напитков. Флагманский бренд компании – Carlsberg – является одним из наиболее известных пивных брендов в мире; «Балтика», Carlsberg и Tuborg входят в восьмерку крупнейших брендов Европы. В Carlsberg Group работает более 42 000 человек. Продукция компании продается более чем на 150 рынках мира. В 2016 году Carlsberg Group продала 117 миллионов гектолитров пива.