Детские сады в нашей стране – это не место, где можно оставить детей на «передержку», а самостоятельные образовательные учреждения. Здесь учат всему, начиная от того, как держать ложку, и заканчивая устным счетом и чтением. Но не все родители это ценят. Большинство современных пап и мам воспринимают такую систему как должное. А часть и вовсе считает ее несовершенной, выискивая недостатки и пробелы: воспитатель не научил, нянечка недоглядела, еду приготовили невкусную – мой ребенок капусту не ест и прочее.
Абсурдность ситуации в том, что обеспечивать, обучать и кормить ребенка – это, в первую очередь, обязанность каждого родителя, а уж потом социальных учреждений. В Семейном кодексе РФ сказано: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Но не все родители справляются со своими обязанностями.
К сожалению, нередки случаи, когда работники дошкольных учреждений сталкиваются с тем, что приведенные в садик малыши не имеют элементарных навыков самообслуживания – не умеют чистить зубы и одеваться. Причина банальна: мамы с папами не нашли времени обучить ребенка самостоятельности, ведь куда проще и быстрее сделать все за него.
В садике ребенку, конечно, тоже помогут. Только в группе воспитателям и нянечкам нужно заботиться не об одном малыше, а о двадцати. Естественно, что всем уделить достаточно внимания воспитатель и няня просто не в силах.
Дошкольные педагоги работают в рамках своих должностных обязанностей, но они никогда не станут эдаким педагогом-воспитателей-психологом-аниматором в одном лице, который все успеет и всему научит, коим воспитателей хотят видеть многие родители. И требовать этого от них было бы неправильно. При таких требованиях проще нанять профессиональную гувернантку со знанием языков, танцевальных па и защищенной докторской диссертацией. Увы, не каждая семья сможет такое потянуть финансово.
Если говорить прямо, то детские сады организованы для работающих родителей, чтобы те могли оставить ребенка под присмотром и спокойно зарабатывать на его содержание. Необходимо отметить, что такая практика есть даже не в каждой стране! Например, большинство детсадов в Европе – частные. А это значит, что все коммуникации между воспитателем и ребенком осуществляются при полном финансировании со стороны родителей. Никто там не станет организовывать досуг и развитие малыша, а тем более обеспечивать питанием бесплатно — за счет государства. Особенно, если ребенок растет в полной семье с обоими родителями.
А вот, например, некоторые москвичи жалуются на бесплатное пятиразовое питание в садах столицы, в то время как в других регионах родители о таком могут только мечтать. Максимум, на что идут власти там – это частичная компенсация расходов на оплату питания.
Для столицы характерна и другая проблема. Родители дошкольников добиваются от властей, чтобы детей в муниципальных учреждениях кормили по лично составленному и одобренному родителями меню. Но, во-первых, подбором детского рациона должны заниматься специализированные научные институты, врачи и диетологи. Во-вторых, у каждого родителя свой взгляд на правильное питание и вряд ли семьи всех дошколят, посещающих детский сад, смогут прийти к общему знаменателю и выработать единое «идеальное» меню. При домашнем воспитании этот вопрос легко решаем: кормить ребенка можно чем и когда угодно.
Но современные родители не хотят воспитывать детей дома, им не до них. На малышей не остается ни времени, ни сил – все они уходят на постоянные препирательства с властями и детскими садами. Только в действительности это делается не для ребенка, а в интересах самих родителей, которые уже разучились любить своих детей и заботиться о них.