В Центр правовой поддержки журналистов ОНФ обратилась за помощью директор издательского дома «БукЪвица» из Новосибирской области Галина Коморникова: территориальное УФАС оштрафовало издательство на 100 тыс. руб. за якобы допущенное нарушение закона о рекламе. Эксперты Центра, изучив ситуацию, подготовили и направили в суд заявление об оспаривании штрафа в судебном порядке и призывают антимонопольное ведомство в сложной экономической ситуации не лишать прессу и без того скромных рекламных доходов по надуманным основаниям.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области признало нарушающими законодательство три рекламных объявления, которые были опубликованы в феврале 2015 г. в журнале «Парад. Бердск. Журнал о лучшем», издателем которого и является «БукЪвица». В объявлениях рекламировались кафе, ресторан и магазин цветов, в них сообщалось о стоимости и составе продукции, упоминалось о возможности ее доставки и были размещены контактные данные для оформления заказов.
В результате УФАС посчитало, что речь идет о рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, а значит, согласно закону, в этих объявлениях должны быть указаны такие сведения о продавце, как наименование (для физлиц – ФИО), место нахождения и основной государственный регистрационный номер. В размещенных объявлениях такой информации не было, что и послужило основанием для возбуждения дела в отношении ООО «Издательский дом «БукЪвица».
Однако издатели журнала не согласились с предъявленными претензиями, изложили свои доводы региональному управлению антимонопольной службы, а затем обратились за помощью в ОНФ. Эксперты Центра правовой поддержки согласились с правотой издательского дома и считают выводы УФАС по Новосибирской области незаконными.
Эксперты указывают на то, что объектом рекламы в данном случае являлись организации – кафе, ресторан, магазин, а вовсе не конкретные товары. Следовательно, эти объявления не подпадают под действие ст. 8 закона «О рекламе», на которую ссылаются антимонопольщики.
В рекламе действительно шла речь о возможности сделать заказ по телефону. Но покупатели не имели возможности сделать предварительную оплату заказанных ими товаров (например, на сайте безналичным способом), им не был предоставлен для ознакомления весь ассортимент (буклет) с описанием товаров и их стоимостью, как это делается при дистанционной торговле. А размещенные в объявлении фотографии некоторых блюд с указанием рецептуры и порядка их приготовления носили справочный характер.
«Очевидно, что претензии, которые УФАС предъявило издательскому дому, надуманны. При этом на их основании уже выписан штраф в 100 тыс. руб. – очень существенная сумма для тех, кто издает журнал в маленьком Бердске. Такова примерная стоимость одного выпуска еженедельника среднего тиража. И все это сотрудники надзорного государственного органа делают сейчас – в крайне сложной экономической ситуации, когда рекламные поступления в СМИ резко сократились. Для чего нужны эти притянутые за уши обвинения? От представителей бизнеса приходится слышать истории о том, что порой недобросовестные сотрудники контрольных ведомств выписывают непосильные штрафы в надежде, что получат от предпринимателей предложение заплатить меньше, но мимо ведомственной кассы – непосредственно в карман контролера. Надеемся, что в случае с новосибирскими антимонопольщиками речь идет о заблуждении, а не о злом умысле. В свою очередь наши эксперты уже подготовили и направили в суд заявление об оспаривании решения территориального УФАС», – прокомментировала ситуацию руководитель Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение единомышленников, коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является Президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения ОНФ работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством. В рамках ОНФ созданы 5 рабочих групп: «Общество и власть: прямой диалог», «Образование и культура как основы национальной идентичности», «Качество повседневной жизни», «Честная и эффективная экономика», «Социальная справедливость» и центры общественного мониторинга.