По итогам 1 квартала 2014 года можно констатировать, что европейцы, несмотря на сокрушительное падение курса рубля, умеют выживать на рынке, а российские производители не смогли воспользоваться преимуществом и существенно сдали позиции, так как ориентируются на первичный рынок и работу с производителями автомобилей.
Чистые продажи концерна Nokian Tyres в первом квартале 2014 года снизились на 6,3% до 311,9 миллиона евро. Операционная прибыль снизилась на 10,4% и составила 68,4 миллиона евро. Чистая прибыль за отчетный период упала на 39,1% и составила 38,7 миллиона евро. Изменения в курсах валют понизили чистые продажи концерна на 32,4 миллиона евро. В Финляндии и странах Скандинавии продажи выросли на 11,4% и составили 32,2% от общих продаж концерна. Продажи в России снизились на 20,2%.
В сообщении компании отмечается, что продажи в России зимних шин Nokian в штуках «явно выросли» в связи с растущей долей шин среднего ценового сегмента, несмотря на стагнацию продаж на рынке новых автомобилей в России. Доля рынка Nokian улучшилась, и компания усилила свои лидирующие позиции. В компании заявили, что «Nokian будет стремиться опережать рост рынка в России в 2014 году, но в текущей рыночной ситуации это означает скромный рост объемов продаж на фоне стагнирующего рынка». Снижающийся курс рубля будет негативно влиять на отчетные данные по продажам в евро.
В Nokian также отмечают, что потребительская уверенность в России в ближайшее время останется на относительно высоком уровне, но расходы населения снижаются из-за девальвации рубля и высоких процентных ставок. Продажи новых автомобилей в России в первом квартале 2014 года сократились на 2%, продажи иномарок, чья доля составляет порядка 80% от рынка, увеличились на 2% по сравнению с первым кварталом 2013 года. Как ожидается, снижение продаж на российском авторынке сохранится в течение ближайшего времени.
В первые три месяца 2014 года продажи дистрибьюторам шин сегментов A и B в России выросли в натуральном выражении на 4% по сравнению с первым кварталом 2013 года. По прогнозу Nokian, в 2014 году российский шинный рынок продолжит стагнировать. Увеличиваются продажи шин сегмента B, что в сочетании с девальвацией рубля приводит к снижению средней реализационной цены шин в России. Некоторые шинные компании объявили о том, что повысят цены в рублях в первой половине года, но, по мнению аналитиков Nokian, этого пока что недостаточно для того, чтобы компенсировать последствия девальвации российской валюты.
Комментируя итоги первого квартала, президент и генеральный директор Nokian Ким Гран (Kim Gran) отметил: «Nokian Tyres смогла продемонстрировать стабильный рост продаж в натуральном выражении, который был выше среднерыночного уровня, на всех ключевых для себя рынках. Наши сильные лидерские позиции в России сохранились, и мы снова смогли увеличить и рыночную долю, и дистрибьюторскую сеть. Несмотря на снижение продаж в денежном выражении, мы улучшили процент валовой прибыли, сохранили хороший уровень рентабельности и повысили приток денежных средств. Компания свободна от долгов, у нас отличное финансовое состояние, что в сочетании с имеющимися резервами производственных мощностей создает для нас прочную платформу для дальнейшего развития».
Российские же производители не могут похвастаться результатами. «Нижнекамскшина» опубликовала ежеквартальный отчет, который свидетельствует о самом слабом результате за весь посткризисный период. Компания потеряла 21% выручки и получила чистый убыток в 46,1 млн. рублей против чистой прибыли в 40,7 млн. рублей по итогам аналогичного периода прошлого года. Ситуация на «Нижнекамскшине», как известно, зависит от общих тенденций автомобильного рынка России. В четвертом квартале 2013 года автопроизводители стремились пополнить склады перед введением утилизационного сбора для российских заводов, а также пока действовала программа льготного кредитования на покупку новых авто. Поэтому первый квартал прошел под знаком распродаж запасов 2013 года, а сами заводы вынуждены были снизить объемы выпуска. У одного из крупнейших заказчиков продукции «Нижнекамскшины» АвтоВАЗа дела шли со скрипом — продажи Lada в первом квартале сократились на 15% до 91,6 тысячи. Между тем, согласно годовому отчету «Нижнекамскшины» за 2012 год, 68% своей продукции компания поставляла на АвтоВАЗ, 16% — в ООО «Фольксваген Груп Рус», 11% — в ОАО «УАЗ». Напомним, что шинники вынуждены в этих условиях даже идти на экстраординарные шаги в виде остановки производства на затяжные каникулы.
В группе «Шинтоп», одном из крупнейших федеральных операторов розничной и оптовой торговли мототехникой, автомобильными шинами и авто-аксессуарами, отмечают, что объем российского рынка в 2014 году незначительно вырастет, но его структура кардинально меняется в пользу дешевого и среднего ценового сегмента, в котором у компании лидерские позиции и который планируется укреплять за счет поставок шин китайского производства.
Дмитрий Дикарев, генеральный директор «Шинтоп», отметил: «Мы увеличили выручку в 1 квартале на треть, несмотря на сезонность, он оказался для нас одни из самых успешных по рентабельности. Мы увеличили долговую нагрузку для того, чтобы активно выйти и занять существенную долю на шинном рынке – изменяющаяся структура позволяет нам войти с большими оборотами в низкий и средний ценовой сегмент, в то время как европейским и российским производителя требуется время на модернизацию производства».