За период своей работы мы привыкли к тому, что большинство представителей финансового мира имеют несколько искаженное представление об особенностях долгового рынка, зачастую чересчур сгущая краски. Действительно, порой такие суеверия имеют в своей основе вполне реальную основу: движимые непонятными мотивами, то Центробанк, то Федеральная служба по финансовым рынкам, вместо того, чтобы способствовать развитию рынка, то и дело создают странные противоестественные правила, в результате чего весь вексельный рынок начинает задыхаться. Как абсолютно беспристрастный факт – на рынке полностью отсутствуют облигации мелких компаний. Это позволяет сделать однозначный вывод: облигационный и вексельный рынок для компаний МСБ закрыт. И почему-то это создает благодатную почву для самых причудливых умозаключений.
Самый распространенный довод – это то, что расходы на публичный займ через векселя или облигации настолько велики, что их может осилить только очень крупная компания. На самом деле практика показывает, что стоимость привлекаемых средств через ценные бумаги, как правило, ниже стоимости широко распространенного лизинга или факторинга, ставка по которым для малого и среднего бизнеса на сегодняшний день начитается с 23% годовых.
В некоторых кругах так же принято считать, что из-за того, что большое количество предприятий нуждается в деньгах, возникает своеобразный «конкурс на место эмитента», занять которое может позволить себе владелец только сверхприбыльного бизнеса. Это было бы правдой, если бы мы рассматривали в качестве инвесторов банки и инвестиционные компании. Но это утверждение легко опровергнуть, если поставить себя на место частного инвестора, который в качестве инструментов приумножения собственного капитала имеет альтернативу открыть банковский депозит или приобрести квартиру, чтобы сдавать ее наем. Стоит, наверное, отметить и рынок акций, однако, этот инструмент не обладает фиксированной доходностью, и как показывает последняя практика, может надолго и с туманной перспективой заморозить средства инвестора. Несмотря на невысокую доходность, в этом году объем депозитов добрался до отметки в 12 триллионов рублей. О каком конкурсе может идти речь?
Существует еще и такое мнение, что полный комплекс мероприятий, от запуска до получения денег, занимает больше полугода. Здесь за работу госслужб можно только порадоваться. На сегодняшний день принят Федеральный Закон, сокращающий самый долгий этап – регистрацию в ФСФР, с пяти до двух месяцев, и срок реализации инструмента можно называть оперативным.
Если говорить о консолидации бизнеса и проявлении легальных связей между всеми составляющими группы компаний, то в этом вопросе часто не учитывается, что такой процесс идет на пользу бизнесу в любом случае, повышая и его стоимость, и инвестиционную, и кредитную привлекательность.
В целом, картина оценочных суждений, к сожалению, в наших российских реалиях весьма распространенная. Однако страшно не отсутствие знаний и опыта в реализации долговых программ, ведь каждый выбирает дело по себе. Страшно бездействие игроков финансового рынка, нежелание хотя бы попробовать сделать что-то новое, лежащее за пределами отработанных схем и избитых приемов.
Именно поэтому среди профессионалов всегда ценилась способность без поверий и предвзятостей, не доказывая, почему это не будет работать, взять любой инструмент и сделать его таким, каким он был бы интересен твоему клиенту.