27-28 февраля в Новосибирске состоялась V региональная конференция «Логистические центры Сибири.2013», рассматривающая отраслевые вопросы сферы логистики: грузоперевозки, хранение, управление логистическими процессами. Конференция организована при поддержке Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС), Центра поддержки экспорта при Министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Новосибирской городской торгово-промышленной палаты.
Модераторами конференции выступили Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting и Антон Мизунов, директор по рекламе и развитию журнала «Складской комплекс» (Москва).
В торжественном открытии мероприятия приняли участие Сергей Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири», Алексей Манаков, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения и Владимир Буровцев, и. о. заместителя руководителя управления Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. В конференции также принимал участие Вячеслав Трунаев, Президент НП «Объединение перевозчиков Сибири».
Сергей Максимов дал краткий обзор развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирского транспортного узла, привел статистику объема перевезенных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в Сибирском федеральном округе и сравнил показатели с 2007 по 2011 год. Сергеем Анатольевичем отмечена положительная динамика объема грузов за последние годы, и наблюдается увеличение оборота оптовой и розничной торговли Новосибирской области.
Юлия Мосина, представитель BCGroup marketing research, выступила с докладом «Аналитика рынка логистики Сибири. Итоги 2012 года. Тенденции ближайших 3х лет». Юлия привела данные о структуре перевозок по видам транспорта и отметила, что автомобильный транспорт занимает 78,3% рынка. На ближайшие 3 года отмечена положительная динамика прироста рынка на 5-7%.
Деловую программу конференции продолжила Елана Таращук, руководитель пресс-службы HeadHunter Сибирь с докладом «Рынок труда по Западной Сибири. Логистика. Тенденции и перспективы в 2013 году». Елана привела данные о структуре спроса и предложений рынка труда в 2012 году в Новосибирске. Сфера продаж занимает лидирующее положение и составляет 24,8 %. Транспорт и логистика занимает всего 4,5%, но динамика роста вакансий положительная.
Сергей Масленников, к.т.н., доцент, проректор Новосибирской государственной академии водного транспорта (ФБОУ ВПО «НГАВТ») выступил с докладом «Перспективы грузоперевозок водным транспортом: технологическое состояние отрасли». Он отметил, что становление внутреннего транспортного рынка РФ происходит в сложнейших социально-экономических условиях и сопровождается резким падением спроса на речные грузовые перевозки практически в пять раз. В условиях финансово-экономического кризиса вместо ожидаемых 137 % в 2010 г. перевозки составили лишь 86 % от уровня 2000 г. Наиболее вероятным представляется, что к 2020 г. транспорт приблизится к прогнозному уровню 2010 г. Согласно Сергею Масленникову, рост объемов свыше 200 млн. т в год не возможен из-за снижения провозной способности флота, а также не подтверждается экспертными оценками по спросу.
Тему страхования грузоперевозок затронула Ирина Митрофанова, главный менеджер по страхованию предприятий логистической отрасли Новосибирского филиала СОАО «ВСК». Она рассказала о российской практике страхования и подчеркнула, что очень важно, чтобы все сотрудники знали условия договора страхования и действия при наступлении страхового случая.
О развитии грузовых авиаперевозок в регионе Сибири, проблемах и перспективах рассказал Ренольд Николин, заместитель директора, GR «Аэропорт Толмачёво». По его словам, планируется привлечение потоков экспресс-отправлений с помощью проекта организации места международного почтового обмена совместно с EMS Почта России. Будут осуществляться прямые доставки почтовых экспресс-отправлений из Китая, Кореи, Японии и других стран Юго-Восточной Азии в Новосибирск, а также дальнейшее распределение доставленной почты и экспресс-отправлений по городам России из Новосибирска.
Андрей Муратов, первый заместитель генерального директора ООО «Сибирь Карго Сервис», грузовой терминал аэропорта «Красноярск» выступил с докладом «Развитие хабовой модели грузовых авиаперевозок на примере аэропорта «Емельяново» (Красноярск)». Основной задачей деятельности грузового терминала аэропорта «Емельяново» является обеспечение высоких стандартов обработки грузов и уровня обслуживания. Что касается динамики перевозок, то основной рост дают международные перевозки.
Дмитрий Саражин, руководитель отдела продаж компании «Автоскан» выступил с докладом об «Эффективной работе транспорта в сфере грузоперевозок». Он подробно рассказал о Глонасс-мониторинг системе спутникового контроля транспорта. Стандартный комплект оборудования состоит из Глонасс терминала, датчика уровня топлива и антенн Глонасс и GSM. Были представлены основные функции системы мониторинга: контроль расхода ГСМ, мониторинг транспортных объектов в режиме реального времени, оперативное управление автопарком. Удобный и интуитивно понятный интерфейс программы позволяет получить основную информацию об автомобиле в режиме реального времени.
Елена Фещенко, старший аналитик складской логистики филиала «Сибирская Пивоварня Хейнекен» Heineken Brewery рассказала о зеленой дистрибуции Heineken. Зеленая дистрибуция заключается в сокращении выбросов CO2 за счет повышения уровня энергоэффетивности по всей цепочке дистрибуции, внедрения экологически безопасного оборудования, оптимизации системы загрузки и организации работы складских подразделений, отбора поставщиков в соответствии с высокими требованиями.
С докладом «Транспортная инфраструктура КНР. Особенности и перспективы» выступил Денис Дмитриев, руководитель департамента по работе с Китаем, «Интермост Логистика». В ходе доклада были озвучены параметры капитализации логистических и транспортных компаний: - 3,2% рынка акций КНР, 2,8% прямых иностранных инвестиций в экономику КНР направлены в транспортный и логистический секторы. Отмечается стабильное увеличение показателей экспорта и импорта c КНР.
Екатерина Сень, заместитель генерального директора ЮК «Товарищ» (Москва) рассказала о «Проблематике правового разрешения споров, возникающих в сфере железнодорожных перевозок грузов», ситуациях, которые наиболее часто возникают в юридической практике. Были рассмотрены судебно-претензионные вопросы при просрочке доставки груза, безосновательное нахождение вагонов операторов на путях бывших арендаторов, а также взимание платы за пользование вагонами.
Елена Бандурина, директор представительства DPD в России по Сибири и Дальнему Востоку, продолжила программу с докладом «Сервисная политика службы доставки DPD». Были отмечены ключевые тенденции сервисной политики, новые требования к доставке и актуальные услуги компании.
Вячеслав Холопов, директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли, Knight Frank Россия и СНГ (Москва) выступил с докладом «Современный склад. Тенденции». В региональных городах сосредоточено около 83% населения и 89% оборота розничной торговли, однако, они располагают лишь 21% от общего фонда качественных складских помещений России. По прогнозам экспертов возможно кратковременное снижение арендных ставок из-за больших объемов ввода нового спекулятивного предложения (в первую очередь «Евразия Толмачево»). Доля свободных площадей сохранится на уровне 15%.
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting рассказал о тенденциях и ожиданиях рынка логистики. Экономика России уже вступила в кризисную фазу своего развития. «Базовый сценарий для рынка логистики на предстоящий год – стагнация. Но «черный лебедь» может нагрянуть в любой день 2013 года», - заявил Дьячков.
Алексей Шуваев, «Логикон»/ LogicON, (Екатеринбург) рассказал о «Технологии эффективного управления работой склада». Эксперт рассказал о полнофункциональной системе управления складом Infor WM.
Программе развития терминально-складской деятельности ОАО «РЖД» был посвящен доклад Романа Парамзина (Западно-Сибирская дирекция по управлению терминально-складским комплексом, филиал ОАО «РЖД»). Роман продемонстрировал данные о структуре коммерческой переработки грузов за 2012 год, схему расположения производственных участков в г. Новосибирске, а также предложил модель повышения качества обслуживания грузовладельцев за счет развития логистики.
Константин Комаров, заведующий кафедрой «Системный анализ и управление проектами» СГУПС, профессор, д. т. н., заслуженный деятель науки РФ выступил с докладом «Взаимодействие маркетинга и логистики в терминально-логистических центрах». Константин отметил, что Россия занимает 95 место в мире по развитию логистических возможностей и в связи с неразвитостью логистики теряет миллиарды рублей. Он также подчеркнул, что при проведении грамотной политики можно увеличить скорость потребительской активности.
В дополнение к пленарным заседаниям участникам была предложена программа мастер-классов. Тема семинара Виктора Мачульского, заместителя генерального директора по логистике ТПГ «НоВА», ведущего эксперта-консультанта по логистике Сибирского центра логистики, автора статей, учебников и монографий по практической логистике носила прикладной характер и освещала нюансы потерь грузов при перевозках. «Самым не надежным с точки зрения сохранности груза является автомобильный транспорт, второе и третье место по статистике в этом рейтинге делят между собой железнодорожный и морской транспорт. Самым безопасным является речной – здесь грузы теряются и повреждаются реже всего» - заявил эксперт. По данным ОАО «РЖД» наибольшая доля потерянных грузов приходится на хищения – около 40%. При этом основным объектом для злоумышленников являются промтовары, продукты питания и алкогольная продукция – 39% случаев, на сельхоз технику и автотранспорт приходится 26% хищений.
Мастер-класс «7 ключевых моментов эффективности руководителя» провел коммерческий директор ГК "Лиртана" , коуч, ведущий специалист компании в области маркетинга и продаж Андрей Федюкин. «Для успеха руководителю необходимо выстраивать собственную стратегию поведения в отношении своих подчиненных», - считает эксперт. Слушателям были представлены инструменты для оптимизации рабочего времени при помощи матрицы Эйзенхауэра, и особое внимание эксперт уделил процессу постановки цели, а также этапам планирования.
Таким образом, в ходе проведенных мероприятий экспертами были выявлены тенденции развития логистической отрасли Сибирского региона на период до 2020 года.
В рамках деловой программы конференции состоялся круглый стол «Лидеры мнений. Конкуренция транспортных компаний». Итоги круглого стола вы можете увидеть на телеканале РБК Новосибирск.