В Женеве 20 января завершила свою работу очередная Ассамблея радиосвязи, в рамках которой были приняты решения, которые определят развитие сферы телекоммуникаций в ближайшие годы. Наиболее важным документом являются спецификации для технологий связи поколения «IMT-Advanced». Системы глобальной беспроводной широкополосной связи, которые пришли на смену поколению «IMT-2000», обеспечат доступ к широкому диапазону услуг при более эффективном использовании радиочастотного спектра. На практике это означает передачу данных с более высокой скоростью при меньшей ширине полосы.
В результате операторы связи смогут справиться с резким увеличением мирового трафика данных, прогнозируемым в ближайшие годы. Число пользователей интернета во всем мире с начала 2000г. увеличилось в 8 раз и к 2011 году достигло рекордной отметки в 2 миллиарда человек.
«Сейчас развитие средств связи достигло такого этапа, когда строительство новых сетей обходится компаниям всё дороже, а пользователи, абоненты привыкли к тому, что стоимость услуг на использование этих технологий снижается. Речь идёт о том, чтобы попытаться создать новую модель подхода к развитию инфраструктуры, когда крупнейшие компании могут, объединив усилия, использовать такую инфраструктуру», - заявил Глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев.
По мнению министра, это поможет компаниям экономить на капитальных и операционных затратах, сеть будет строиться быстрее и станет доступнее не только в крупных городах, как это происходит сейчас, но и в небольших населённых пунктах. Игорь Щёголев выразил надежду, что будет создана бизнес-модель, которая приведёт к тому, что Россия будет находиться в числе мировых лидеров не только по проникновению мобильной связи, но и по насыщенности технологиями.
Сегодня вопрос оптимизации затрат в сфере телекома решается на всех уровнях: от правительства до частных компаний.
Вадим Шиянов, технический директор «РОТЕК-Новосибирск», отмечает: «В последние годы одной из ключевых задач для операторов связи является сокращение эксплуатационных затрат, мы видим рост интереса к решениям по организации мониторинга и управления удаленными необслуживаемыми объектами, например, базовыми станциями. Внедрение таких решений позволяет получать существенную экономию за счёт сокращения численности обслуживающего персонала, оптимального расходования энергоресурсов, быстрого реагирования на внешние угрозы».
Валентин Фосс, начальник отдела маркетинга «Утилекс»: «Продвижение на рынке интернет-контента требует формирования предложения для каждого из его сегментов, а значит, серьезных затрат, в том числе на построение инфраструктуры, которая обеспечивала бы потребности рынка. Текущая инфраструктура его крупных игроков была построена без учета новых потребностей. Более того, как правило, предложения поставщиков инфраструктурных решений и соответствующих услуг слишком универсальны. Разрыв между потребностями и предложением увеличивается, подтверждением чему может служить тот факт, что глобальные контент-провайдеры (Google, Microsoft, Facebook (Запрещенная в РФ организация)) вынуждены создавать соответствующую инфраструктуру (ЦОДы) самостоятельно.
Модель, которую продвигали некоторые крупные игроки – строительство сетей крупных дата-центров вдоль магистральных линий – по ряду причин не позволит обеспечить необходимое качество услуг клиентам, находящимся в отдалении от основных линий передач данных. Решение данной задачи лежит в нескольких плоскостях, и в первую очередь необходимо построить единую систему управления качеством, покрывающую процессы и инфраструктуру. Необходимо также развивать сеть региональных центров обработки данных, которые позволят распространить единое качество услуг на более широкую аудиторию.
В минувшем году мы разработали и вывели на рынок автономный модульный ЦОД NOTA. Это решение, не являющееся объектом капитального строительства, дает возможность не только учесть все необходимые инфраструктурные потребности контент-рынка, но и минимизировать затраты на создание сети распределения контента и расширение территориально-распределённого ЦОДа».
Грамотная оптимизация расходов – это именно то, что является неотъемлемым фактором успешного телеком-бизнеса в нынешних условиях.
Александр Месаркишвили, руководитель отдела «ИТ/Авто» делового еженедельника «Континент Сибирь», на вопрос «Какие качества могут позволить интернет-провайдеру оставаться «на плаву» ответил следующим образом: «На мой взгляд, это, прежде всего, экономическая эффективность. На многих рынках наблюдались случаи, когда небольшие локальные компании выигрывали противостояние с крупными федеральными игроками за счет эффективности своей работы».
«Если оператор может позволить себе экспансию в регионе, то тем самым он может не потерять долю рынка и укрепить свои позиции. На рынке есть примеры региональных новосибирских провайдеров (например, «Сибирские Сети»), которые активно пошли в регионы, - как путем строительства собственных сетей, так и путем покупки более мелких провайдеров».
С вопросом экономической эффективности связана тенденция рынка телекома последних лет: процесс консолидации крупнейших компаний, предоставляющих телеком-услуги.
Сергей Дьячков: «Потребителю удобно оплачивать весь трафик (телефонный, телевизионный, Интернет) в одном месте. С другой стороны, компания, предоставляющая все эти виды трафика, в идеале может иметь самую низкую в отрасли операционную себестоимость. Поэтому мы уже видим процессы консолидации операторов из смежных подотраслей связи. Например, покупки мобильными операторами Интернет-провайдеров «последней мили». Думаю, высок потенциал того, что к 2015 году на российском рынке телекоммуникаций останется несколько крупных интегрированных (мобильная связь, Интернет, кабельное телевидение) провайдеров с суммарной долей 80% или более».
Александр Месаркишвили: «Остаться на плаву» провайдерам возможно путем формирования альянса с другими крупными игроками рынка из соседних регионов на взаимовыгодных для всех сторон условиях. Примером может являться альянс «Новотелекома», «Томтела» и Goodline («Е-Лайт-Телеком»). Такой сценарий является хорошей альтернативой классическому варианту продажи бизнеса федеральным операторам с потерей собственного бренда, однако насколько он окажется жизнеспособным на практике, покажет время».
Безусловно, одной тенденцией рынок телекома не ограничивается. Однако часто даже профессионалам не под силу выделить знаковый тренд, на который необходимо делать ставку.
Александр Месаркишвили, руководитель отдела «ИТ/Авто» делового еженедельника «Континент Сибирь»: «Телекоммуникационная отрасль технологически развивается огромными темпами, поэтому бежать впереди поезда и угадывать, какие инновационные сервисы могут «выстрелить» на рынке весьма сложно. В свое время один из операторов связи делал огромную ставку на развитие видеозвонков, считая их революционным шагом на рынке. Однако в действительности этот сервис все же не стал сверхпопулярным, хотя его идея на тот момент казалась весьма прогрессивной и привлекательной в маркетинговом плане».
Новосибирск и Сибирский регион в целом всегда считался одним из самых передовых и перспективных в стране, в том числе, по темпам информатизации. Андрей Акинин, директор по развитию бизнеса компании Web Control, подчеркивает: «Сибирь является уникальным регионом, в котором в равной степени используются практически все типы фиксированной и беспроводной связи».
21 и 22 февраля 2012г. Новосибирск станет центром, который объединит ведущих специалистов телекоммуникационного рынка в рамках II ежегодной межрегиональной конференции TELECOM SIBERIA 2012.
В рамках конференции состоится круглый стол «Сибирь – Enter. Региональный сегмент Электронного правительства». Цель – обсудить текущее состояние перехода регионов Сибири на электронный вид предоставления государственных услуг; поделиться опытом внедрения системы межведомственного взаимодействия.